Статьи

Интернет – торговля сегодня

 

Очевидным является тот факт, что интернет – магазины медленно, но верно занимают все большую долю в общей торговле, вытесняя торговлю в традиционном ее понимании. Этому в немалой степени способствует стремительное развитие компьютерных технологий, бизнес-идей, а также развитие нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения между интернет – продавцом и интернет – покупателем.  

Быстрый ритм жизни вынуждает нас экономить время, в том числе и на покупки. Это конечно не значит отказываться от необходимых покупок вовсе, просто необходим прогрессивный, времясберегающий способ приобретения, коим и стремиться стать приобретение товаров в сети Интернет.

Интернет торговля дает нам возможность выбирать среди прочего и способ оплаты товара. Наиболее распространены следующие схемы расчетов между интернет-магазином и покупателем: предоплата путем безналичного перечисления, наличными "на руки курьеру", с помощью платежных систем, таких, как Яндекс-деньги, Вебмани и т.п., "наложенный платеж", оплата с помощью банковских пластиковых карт[1].

Многие лица уже продолжительное время приобретают товары именно по средствам Интернета, не задумываясь о правовой составляющей этого процесса. Во многом это происходит из-за того, что при предыдущих покупках у них не возникало ни малейших проблем по приобретению товара (товар доставили вовремя, надлежащего качества, соответствующей комплекции и ассортимента). Однако, к сожалению, так бывает не всегда.

Поэтому лучше заранее уделить внимание нормативно-правовым актам, регулирующим интернет-торговлю. Затраченное на это время, окупиться. В случае возникновения нарушения Ваших прав, как субъекта интернет-торговли, Вы будете предупреждены, а значит и вооружены.

Сторонам такого договора необходимо в дополнение к действующему Гражданскому кодексу РФ,  Закону РФ «О защите прав потребителей», руководствоваться еще и Правилами продажи товаров дистанционнымспособом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 (далее - Правила).

Если интернет – покупателем может выступать совершенно любое лицо, то касаемо интернет-продавца, законом установлена более жесткая регламентация. Не важно, осуществляете ли Вы продажу через обычный стационарный магазин, имеющий конкретный адрес в городе, или через интернет-магазин, имеющий адрес в сети Интернет, Вы должны быть зарегистрированы как субъект предпринимательской деятельности, либо в качестве Индивидуального предпринимателя, либо зарегистрировав юридическое лицо[2].

 Процедура регистрации не является сложной и не очень затратная. Так что лучше не нарушать закон, а спокойно и целенаправленно заниматься торговлей, избегая незаконного предпринимательства.

Для осуществления традиционной торговли необходимо иметь торговое место: магазин, торговый павильон, место на рынке. Все это совершенно не нужно при интернет – торговле. Однако интернет-торговля требует других инструментов.

Вообще интернет-торговля немыслима без наличия Web- сайта. Данный сайт должен иметь доменное имя (например: wwww.magazin.ru), а также хостинг – место, где вся информационная база сайта будет храниться.

Третьим по счету, но не по значимости является контент сайта. Он представляет собой набор информации (текстовой, графической, аудио, видео). Контент это все то, что видит покупатель, заходя на сайт интернет-магазина. Именно грамотному, отвечающему требованиям законодательства, контенту необходимо уделить максимум внимания. В противном случае, Вы рискуете столкнуться с проблемами с законом.

Правилами, вслед за Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", устанавливается обязанность продавца предоставить покупателю исчерпывающую информацию об основных потребительских свойствах предлагаемого к продаже товара, адресе (местонахождении) и полном фирменном наименовании продавца, о месте изготовления товара, цене и условиях его приобретения, доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, а также о порядке оплаты и сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Отметим, что  у интернет-магазина, как правило, нет ни склада, ни кладовщиков, отпускающих товар, ни кассиров. Есть лишь операторы, обрабатывающие заказы, курьеры, развозящие товары покупателям, и обширная сеть договорных связей с поставщиками тех товаров, предлагаемых на соответствующем сайте в Интернете.

Все изложенные особенности интернет-магазина влекут за собой необходимость понимания, в каком порядке возможна передача прав на составляющие его объекты.

В интернет-магазине товар приобретается потребителем на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием. Очевидно, что в силу технических особенностей интернет-магазина такое ознакомление происходит способом, исключающим непосредственный осмотр потребителем товара или его образца. Следовательно, покупка в интернет-магазине осуществляется дистанционным способом[3].

Заметим, что не все товары можно продавать через Интернет.

Согласно названным Правилам, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Например, не могут продаваться дистанционным способом драгоценные и редкоземельные металлы, драгоценные камни, изделия из них, лекарственные средства, вооружение, боеприпасы к нему, результаты научно-исследовательских и проектных работ и некоторые другие виды продукции, перечень которой утвержден Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена".

Стоит особо отметить обязанность продавца довести до сведения потребителя в письменной форме информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества. Такая информация должна содержать адрес (местонахождение) продавца, по которому возвращается товар, режим работы продавца, максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора, срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.

По общему правилу покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 (семи) дней. Если же продавец нарушит указанную обязанность и не уведомит о таком общем правиле потребителя, срок, в течение которого покупатель вправе отказаться от товара, продлевается до 3 (трех) месяцев с момента передачи товара.

Законодательством предусмотрено, что покупатель не имеет права отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Если товар надлежащего качества изготавливается специально для конкретного потребителя и имеет, например, указанные его приобретателем размеры, отличные от стандартных, или укомплектован в соответствии с пожеланиями потребителя, такой товар возврату не подлежит.

В Правилах продажи товаров дистанционнымспособомуказано, что предложение товара в его описании, содержащееся, например, на сайте интернет-магазина и обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определенно и содержит все существенные условия договора. Принимая во внимание, что в соответствии с параграфом 2 главы 30 ГК РФ существенным условием договора розничной купли-продажи является только его предмет, любое предложение товара на продажу в интернет-магазине следует считать публичной офертой. Это означает, что продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести предложенный товар.

Продавец не будет связан офертой в двух случаях:

- если в предложении, размещенном в сети Интернет, он специально оговорил свое право на отзыв полученной покупателем оферты (т.е. фактически на возможный отказ от заключения договора на соответствующих условиях);

- когда извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой.

Оговорки, о которых идет речь, могут быть размещены, либо непосредственно в разделе об описании товара, либо в ином разделе интернет-магазина, касающемся условий продажи[4].

С получением акцепта у сторон возникают обязанности по исполнению договора: продавец принимает на себя обязательства по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, покупатель - обязательства по его приемке и оплате[5].

При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта. Когда договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, либо, если оно не определено, к месту жительства покупателя. Для доставки товаров продавец может использовать услуги третьих лиц, но покупатель должен быть обязательно об этом проинформирован. В соответствии с Правилами достаточным подтверждением надлежащего исполнения обязательства при доставке товара является предъявление любым лицом квитанции или иного документа, подтверждающего заключение договора или оформление доставки товара[6].

При этом, продавец обязан предложить покупателю, в качестве альтернативы, и самовывоз товара. 

Подводя итог, стоит указать на тот факт, что правовая база, регулирующая правоотношения в сфере интернет-торговли развита пока еще в недостаточной степени. Она отстает от технического, научного и предпринимательского прогресса. Все это ведет к пробелам и коллизиям в регулировании данной сферы правоотношений. Привести ее в соответствие с жизненными реалиями и потребностями – обязанность законодательной власти, сделать законы «живыми», имеющими силу воздействия с целью упорядочивания данных правоотношений – дело исполнительной ветви власти, руководствоваться данными нормами при свершении правосудия – дело судебных органов.

Только при четкой регламентации правоотношений в интернет-торговле и слаженной работе государственных органов всех ветвей власти, можно будет говорить о защищенности прав и интересов законопослушных субъектов интернет-торговли.   

 Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.07.2013);

2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) "О защите прав потребителей";

3. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012)

"Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом";

4. Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена";

5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

 

Периодические издания:

1. О.А. Яковлева. Интернет магазин сегодня. // "Финансовые и бухгалтерские консультации", № 4, апрель 2008 г.;

2. . Волкова. Интернет-магазин: заключение договора. // "Финансовая газета. Региональный выпуск", № 24, июнь 2008 г.;

3. С. Россол. Интернет-магазин: оплата и доставка товара. // "Арсенал предпринимателя", № 11, ноябрь 2011 г.;

4. А. Соннинская. Как открыть успешный интернет-магазин. // "Арсенал предпринимателя", № 4, апрель 2011 г.



[1] С. Россол. Интернет-магазин: оплата и доставка товара. // "Арсенал предпринимателя", № 11, ноябрь 2011 г.

 

[2]А. Соннинская. Как открыть успешный интернет-магазин. // "Арсенал предпринимателя", № 4, апрель 2011 г.

[3] О.А. Яковлева. Интернет магазин сегодня. // "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2008 г.

[4] А. Волкова. Интернет-магазин: заключение договора. // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, июнь 2008 г.

 

[5] А. Волкова. Интернет-магазин: заключение договора. // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, июнь 2008 г.;

[6] О.А. Яковлева. Интернет магазин сегодня. // "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2008 г.

Задать вопрос